1987
Глеб
В классе десятом услышал, что в стране творилось, узнал про Питер, про то, что в Свердловске группы есть, тоже узнал. Это 87 год. Саша с Вадиком тогда в самодеятельности свердловской играли, у них ансамбль свой был.
И тогда стал вливаться в "Агату Кристи". Летом, когда я закончил школу, они остались вдвоем - Саша и Вадик - и решили создать коллектив. И коллектив создавался тогда уже на основе и Сашиных, и Вадиковых, и моих песен - у меня уже был большой багаж. Осенью 87-го я уже на репетиции начал ездить - мы собрались втроем и сделали первую электрическую программу.
Вадим
Мы познакомились с Сашкой Пантыкиным, он приходил к нам на репетиции, познакомил нас с Аликом Потапкиным, вот с ним у нас всегда была чехарда. Потом мы записали альбом и отдали его в рок-клуб. Альбом назывался "Свет" и был апофеозом этакого мажорного арт-рока. Тогда мы еще не были "Агатой Кристи", но название уже придумали.
Потом был достаточно большой перерыв, ушел барабанщик, и мы почти ничего не делали - то есть, мы с Козловым. Я поигрывал в стройотрядах, в институте. А когда мы собрались снова, Глеб уже окончил школу, у него было много песен, и, когда мы записывались, было ясно, что Глеб будет играть с нами, на бас-гитаре. И мы записали этот альбом в конце 87-го - начале 88-го, приготовили программу и 20-го февраля выступили с ней в УПИ. С этого дня мы официально и существуем.
Что касается пресловутого влияния свердловской школы рок-музыки, то любимейшей группой для нас был "Урфин Джус". Мы их с Глебом услышали, и нам сразу понравилось. "Наутилус" - чуть позже, причем ранний, типа "Невидимка". Но, в общем, "Урфин Джус" действительно повлиял на нас. Это нормально - потому, что для того, чтобы выйти на свой путь, надо поплясать по кругу - а там либо приходит, либо нет.
Музыка всегда шла рядом с нами. Она всегда была главной. Но надо было параллельно учиться в институте, в общем - жить обычной жизнью. А, что называется, для себя, главным было сочинять, играть, выступать. И именно об этом и мечталось - а не о том, на каком радиозаводе я буду работать. Для услады родителей мы поступали в различные институты, но я об этом не жалею. В институте я провел замечательное время - и даже знания, которые приобрел там, помогают. Звукозапись ведь - дело хитрое, как раз по моей профессии.
Петр Май
Вадик познакомился с Аликом Потапкиным, который тогда никому не был известен. Вадик привлек его в "ВИА РТФ УПИ". Когда их стало четверо, они смогли выйти на свой первый концерт в рок-клубе. Который дал интересный результат - про-"Агата" дала некую раскрутку Потапкину, и Слава тут же забрал его в "Наутилус". И опять они остались у разбитого корыта - все встало.
Александр
Еще и половины нового альбома не было придумано, уже стали думать над названием. Предложил я. Идея была сначала у Самойлова - может быть, назваться каким-нибудь именем, может быть, Жак Ив Кусто... Особого энтузиазма это предложение не вызвало, и мы перестали даже об этом думать. И вот когда "Второй фронт" - наш "нулевой" альбом, как мы его называем, - был уже собран и его надо было начинать записывать, а это был конец 87 года, встал вопрос - вот мы запишем, а как мы все это будем называть? И у меня вообще без всяких раздумий сразу выскочило - а "Агата Кристи" давайте! Хотя я прочитал два-три ее романа, и более нудных детективов не читал. Что-то подтолкнуло меня - может быть, существование "Николая Коперника", может быть, что-то еще. Сначала у многих это вызвало если не шок, то достаточно серьезное удивление, но с порога никто эту идею не отодвинул, не отбросил. Альбом записывался, а название ходило рядом. К нему потихоньку привыкали. И, когда в записи была поставлена точка, и надо было, грубо говоря, делать демо-тейп и отдавать его в рок-клуб, подписывать названием, ни у кого никаких идей вообще не было, я даже не помню никакого другого варианта, кроме этого. И обсуждать было нечего, все согласились с этим.
Петр Май
Зимой, в декабре они позвонили мне в Сургут - приезжай, будем писать альбом. Я прилетел. Остались с Вадиком на ночь в 237-ой. Он большой специалист по мультиинструментализму - одной рукой на гитаре играет, другой - клавишу давит, в микрофон что-то успевает напевать и мне подсказывает. За ночь мы 11 композиций как-то разучили. За две ночи барабаны записали, и я отбыл в Сургут.
1988
Вадим
Первый концерт я толком не помню, потому что зрителями были институтские друзья - а эта публика всегда принимает, радуясь, что друг чего-то там поет. А по-настоящему первый концерт был в ДК им.Свердлова, где мы выступили вместе с "Кабинетом". Выступили удачно - народ нас очень хорошо принял, после концерта подходили, спрашивали - чего да как. Взбодрили нас.
Потом выступали в Медицинском институте с "Чайфом" - тоже всем понравилось. Вообще, весь наш ранний период связан с постоянными победами. Например, летом 1988-го нас пригласили на рок-фестиваль в Ижевск. Так вот - приезжаешь, никто тебя не знает, никто ничего не слышал - может, только одну песню, - и каждый раз нужно доказывать, что ты чего-то можешь. В 1988-м на 3-м фестивале Свердловского рок-клуба мы выступили очень успешно. Хотя сам фестиваль получился кислым, все его обхаяли. Единственное - отметили "Настю". И у нас был просто улет - зал взорвался. Мы выступали на последнем концерте, и после него пошло братание, пьянки, Слава Бутусов с Макаревичем к нам подошли, сказали, что получили огромное удовольствие.
Александр
И когда мы записали "Второй фронт" и отдали его в рок-клуб, к нашему удивлению, он очень хороший резонанс там поимел, многие тепло его восприняли, мы сразу выдвинулись в лидирующие группы рок-клуба, нас стали посылать по самым различным рок-фестивалям. Тогда на рок-фестиваль самому нельзя было поехать. Должно было быть направление рок-клуба, путевка, рекомендация.
Петр Май
В феврале играли в зале N2 УПИ. Развесили самонарисованные плакаты - "Группа "Агата Кристи" приглашает своих друзей". Человек 200 пришло. Это был первый концерт, в котором на бас-гитаре играл Глеб. А "Второй фронт" еще Сашка Кузнецов играл на басу. Потом Вадик провел с ним разъяснительную работу (мы с Козловым надавили - "Платон мне друг, но истина дороже, ну не тянет Саша...", и так далее).
А когда Глеб взял бас, выяснилось, что он музыкант очень сильный. Какие-то технические вещи он схватывал прямо на лету. А потом у него кураж появился - довольно быстро, с первого концерта. Единственно, что... Видит он неважно, мы его - на стул, "ты, Глеб, сиди лучше, пусть Вадик ходит". А он довольно быстро из этого извлек некую оригинальность.
Глеб
Первый концерт под названием "Агата Кристи" - это уже был 1988 год, 20 февраля. В УПИ, на студенческой аудитории, бесплатно, разумеется. Ощущение от первого концерта - что концерт проходит "на ура". Тогда совершенно другая была ситуация, люди ходили не на известные хиты, люди действительно хотели узнать что-то новое. Мы очень быстро становились популярны. Перед концертом... было желание как дать сейчас! Мы были полностью уверены, что у нас - хорошая музыка, и мы такие... хорошие. Стали по институтам выступать.
Петр Май
Программу "Второй фронт" плюс новые вещи мы прокатывали практически до октября 1988 года. Интерес к свердловской музыке был большой, и было достаточно быть членом свердловского рок-клуба, чтобы тебя командировали в Казань, Ижевск, Курган. В Казани мы отыграли - зал встал на уши. Мы оттуда вышли некоронованными королями.
Александр
И наш самый первый выезд был где-то в середине 88-го года в Казань. Там проводились ежегодные фестивали, очень авторитетные тогда, и наш первый публичный концерт произошел там. Состояние, конечно, было страшное перед концертом, я помню, столько адреналина было в крови... Я помню, первые полгода перед самым концертом было яркое нежелание выходить на сцену. Панически боялись сцены. Хотелось бросить это дело и вернуться к более спокойным занятиям. Мы вышли, сыграли первый концерт, он "на ура" прошел, это был для нас шок, действительно, потрясение, потому что ощущение было - лишь бы отыграть, а уж как там получится - Бог с ним, лишь бы отыграть... А тут, буквально с первой песни, зал зашумел, чувствуется, что музыка пошла в нужное русло, в кого-то попала, в кого-то вселилась, и к концу пошел такой там кураж, было бисирование, раза два мы на бис выходили. И по тем временам это был суперуспех. Мы вышли звездами.
Петр Май
В августе 1988-го года с подачи Коли Грахова к нам директором пришла Лена Чистова (она была женой Юры Чистова, дизайнера, который рисовал эмблему свердловского рок-клуба, знаменитую ворону с сыром и с гитарой). У нее было экономическое образование. Кроме того, она обладала двумя хорошими качествами - во-первых, была человеком богемным и легко находила общий язык с людьми, в частности, с Мариной Лозовой из "Взгляда", а, во-вторых, обладала авантюрными свойствами. Началось с того, что через два дня после того, как мы познакомились, она сказала - все, ребята, едем на две недели во Фрунзе. То есть продала в незнакомый город неизвестную команду на 8 или 10 концертов.
Интенсивное написание новых песен, совершенно новых, которые и составили в дальнейшем альбом "Коварство и любовь" ( кроме "Пантеры" и еще нескольких), шло в период, когда мы начали вдруг ездить на концерты. Но в свердловском рок-клубе никто АК как лидера нового направления серьезно не воспринимал. И вот наступил октябрь 1988-го.
Глеб
Я плохо помню, у меня как-то все слилось. В 1988 году был третий фестиваль свердловского рок-клуба, когда о нас узнала тусовка свердловских рокеров. Все очень удивились. Там же Макаревич были с Бутусовым, они к нам подошли. У нас крылья выросли - все нас полюбили, Макаревич поздравлял, Бутусов поздравлял, Пантыкин обратил внимание. В общем, все замечательно.
Петр Май
Перед фестивалем мы усиленно репетировали. Лена умудрилась засунуть нас в заключительный концерт с "Кабинетом". В день шло по два-три концерта, напряженный график, какие-то засады с аппаратом, ничего толком не работало. В "Кабинете" звукорежиссером был Полковник, который теперь в "Наутилусе", а до этого был в "Треке". Он отвоевал себе час настройки. И полчаса - нам. Как обычно, предыдущий концерт задержался и наехал на наш. "Кабинет" свой час настройки отработал, Полковник, матерясь, ушел из-за пульта, потому что звук так и не поймал. Мы выходим на сцену, выносим свои гитары-барабаны, вдруг двери открываются - толпа влетает в зал. У нас шок. Мы так готовились, так хотели себя показать, много новых песен... Кроме того, по агентурным данным, в зале - Макаревич. Ладно бы, аппарат был отстроен, а то вообще не звучит! Закрываем занавес, и давай по инструментам ловить - у нас уже большая школа была в таких ситуациях.
А Саша Кузнецов наш - такой интересный звукооператор, для него чем хуже условия, тем лучше он делает. Приезжаем в какой-нибудь Урюпинск, аппарат чудовищный, но к концу концерта звучит как фирменный... Правда, когда действительно на фирменном стали работать, тут Саша начал сбои давать. Поэтому они его и заменили... скажем так.
Выходим мы играть. Три вежливых хлопка. "Кабинет" ждут. Тут мы уже окончательно разозлились. Озверели просто. В итоге, когда мы уходили, зал стоял на ушах. Макаревич отбил себе ладони. Короче говоря, это был тот концерт, который поставил АК в один ряд с "Кабинетом", "Наутилусом", Чайфом".
Глеб
В 1988 году "Комета" нас пригласила на "Сырок" - зимой, ближе к концу года. Выступили замечательно, просто первоклассно.
Петр Май
Команды там собрались в основном панковского направления. Нам вообще везло на металлюг или на панков. Отыграли отлично. А на этом концерте присутствовал Саша Чернавский. Это вообще был один из кумиров Вадика и Глеба. Он стал приглашать в свою студию - приезжайте, поработаем, будем вам платить стипендию... А "Наутилус" к тому времени уже переехал в Москву, и мы знали, что их там держат, мягко говоря, как мальчиков. Мы уехали.
Глеб
Ездили много - тогда такая система была - рок-клубы меняются коллективами. Много таких концертов было. А на "Сырке" снимал "Взгляд". И Марина Лозовая - тогдашний редактор - стала нас толкать во "Взгляд". Чему мы очень радовались - у нас какая-то хоть маленькая-премаленькая, но известность появилась.
Александр
Действительно, получился совершенно уникальный для нас случай. Мы выступали в конце 88-го года на фестивале "Сырок", он снимался "Взглядом", и нас посмотрела музыкальный редактор Марина Лозовая. Что-то ей, очевидно, понравилось в нашем выступлении, и она совершенно без всякой просьбы с нашей стороны, без каких-либо взяток, включала в каждую вторую передачу "Взгляда" какие-нибудь кусочки этого концерта. По тому времени это была феноменальная раскрутка для группы, которую до этого почти никто не знал в широких слоях. На этот период времени у нас и концертов было достаточно много.
Вадим
Я думаю, что присутствовало некоторое напряжение среди коллег по цеху из-за наших успехов. В Питере мы ни с кем, кроме Борзыкина, знакомы не были. Там прошел слух, что есть крутая группа "Агата Кристи", и когда люди слушали студийные записи, они не могли понять, что же здесь клевого. А на концерты приходили - вроде бы да, круто. То есть, такое противоречивое отношение было изначально. У нас же присутствовали рок-гитары, все ждали от нас чего-то более жесткого, и однажды написали, что мы - "Cure" отечественного производства. Было и неприятие нашими (свердловскими) музыкантами - "Апрельский марш" дулся на нас. "Чайф" до сих пор дуется. Они же придерживаются сугубо традиционной школы - там, пожалуй, только Антон (Нифантьев) продвинут по части современной музыки, он всегда с нами дружил. Ну, а от Шахрина с другими чего ждать? Любят они классический рок-н-ролл, ну и флаг им в руки.
Петр Май
После этого начались концерты, в период с декабря 1988-го по июнь 1989-го мы отыграли порядка 80-90 концертов. География - от Калининграда до Красноярска.
1989
Вадим
Тогда же компания "Вид", где у нас остались знакомства с Разбашем - они снимали нам первый клип в 1989-м году, очень долго это делали. В 89-м мы выступили на фестивале "Ступени к Парнасу" - это было уже на излете первой волны интереса к нам. Пошли какие-то телеэфиры, потом полгода мы ждали этот клип, наконец его не ко времени показали, и так все и угасло. А через год Разбаш позвал нас на фестиваль "Вида", прошли съемки для "МузОбоза", и постепенно стали восстанавливаться отношения.
Александр
Тогда уже мы покатались по стране, был еще ряд городов, где достаточно хорошо нас воспринимали, и вот на пороге 89-го года все стали думать, что дальше... В те времена мы были достаточно преуспевающей группой - те деньги, которые я зарабатывал в музыке, не шли ни в какое сравнение с тем, что я мог зарабатывать ассистентством даже. С 89-го года работу бросил.
Глеб
И очень много потом ездили - вот 89 год - по стране. Тогда уже "Ступени к Парнасу" эти были... дурацкие, тоже ТВ-съемка. Это первый был фестиваль, он задумывался как фестиваль молодых исполнителей, рекламиро
Смутный период
Главная
|